Электронная подпись — информация в электронно-цифровой форме для определения и подтверждения личности автора подписи
- Подробности
- Опубликовано: 19.05.2025 17:04
- Просмотров: 12
Виды электронных подписей
- Простая электронная подпись (ПЭП) — это подпись, которая формируется с помощью вашей учётной записи на Госуслугах. Она подтверждает, что сообщение или документ подписаны конкретным человеком, но не гарантирует их неизменность после этого.
Участники взаимодействия применяют ПЭП по соглашению или в установленных законом случаях. На Госуслугах заявление автоматически подписывается ПЭП при отправке, если вы не подписали его другой электронной подписью.
Иногда для подписания документов ПЭП нужно дополнительно ввести код из смс — оно приходит на номер телефона, указанный в личном кабинете.
- Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) — это цифровой аналог подписи от руки. Применяется, если стороны заключили соглашение об этом или так указано в законе. В таких случаях документы, подписанные от руки или с помощью УНЭП, имеют равную юридическую силу
- Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — это цифровой аналог подписи от руки. Ей можно подписывать любые документы без предварительной договорённости с другой стороной. Исключение — закон требует подписать документ только в бумажном виде
УКЭП можно применять:
- для взаимодействия с контрагентами, госорганами, партнёрами и сотрудниками
- участия в электронных торгах
- подписания заявлений на Госуслугах
Для всех перечисленных случаев также подойдёт приложение «Госключ
Что такое УНЭП
Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) — это цифровой аналог подписи от руки. Применяется, если стороны заключили соглашение об этом или так указано в законе. В таких случаях документы, подписанные от руки или с помощью УНЭП, имеют равную юридическую силу
УНЭП — это отдельный файл либо только с электронной подписью, либо с электронной подписью, совмещённой с исходным подписываемым документом. Такая подпись позволяет определить человека, подписавшего документ, и подтверждает неизменность документа после подписания
Чтобы подписывать документы с помощью УНЭП, нужно получить сертификат. Его можно бесплатно оформить в приложении «Госключ»
На Госуслугах применяется только УНЭП, сертификат которой получен в «Госключе». С помощью неё можно:
- подписатьдоговор купли‑продажи авто
- отправитьдекларацию 3‑НДФЛ
- получить ИНН
- отправитьсогласие на получениеналоговых уведомлений или отказ от их получения
- подать заявлениена возмещение убытков после ДТП по ОСАГО
Чтобы подписывать и направлять в налоговый орган декларации, заявления и другие документы только в личном кабинете на сайте ФНС, подойдёт сертификат УНЭП, который можно сформировать самостоятельно на сайте ФНС
Чтобы подписывать документы в личном кабинете на сайте ФНС и на Госуслугах, нужен сертификат УНЭП, полученный в приложении «Госключ»
Что такое УКЭП
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — это цифровой аналог подписи от руки. С её помощью можно подписывать любые документы без предварительной договорённости с другой стороной. Исключение — закон требует подписать документ только в бумажном виде
УКЭП — это отдельный файл или неотъемлемая часть подписанного электронного документа. Такая подпись позволяет определить человека, подписавшего документ, и подтверждает неизменность документа после подписания
Чтобы подписывать документы с помощью УКЭП, нужно получить сертификат. Понадобится дополнительное подтверждение личности
Как получить сертификат УКЭП частного лица в приложении «Госключ»
Получить сертификат в приложении «Госключ» могут только граждане РФ. Это бесплатно. Нужно подтвердить личность одним из способов:
- действующим загранпаспортом нового образцаи телефоном или планшетом с NFC
- подтверждённой биометрией — если зарегистрированы в Единой биометрической системе (ЕБС)
- посетив МФЦ или банк — потребуется паспорт РФ. Услуга доступна не во всех МФЦ и банках — посмотрите карту
С помощью такого сертификата можно подписывать документы:
- для себя — через услугу подписания документов
- получения услуг на Госуслугах— если заявление нужно подписать в «Госключе»
- получения услугот компаний, чьи информационные системы интегрированы с приложением «Госключ»
Как получить сертификат УКЭП частного лица в удостоверяющем центре
Оформить сертификат в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ) могут граждане РФ и иностранцы. Это платно. Условия оформления, стоимость и список необходимых документов уточните в выбранном УЦ или его филиале
Госуслуги работают не со всеми видами токенов. Чтобы в УЦ записали сертификат на нужный токен, сообщите, что будете пользоваться подписью на Госуслугах. Токен можно приобрести в УЦ
Как получить сертификат электронной подписи для гражданина
Через приложение «Госключ»
- Скачайте приложение «Госключ» в Google Play, App Store, AppGalleryили RuStore
- Зарегистрируйтесь и примите правила сервиса
- Оформите сертификат УНЭП, следуя подсказкам на экране
- Оформите сертификат УКЭП, подтвердив личность одним из способов:
- действующим загранпаспортом РФ нового образца и телефоном или планшетом с NFC
- подтверждённой биометрией
- паспортом РФ — нужно посетить МФЦ или банк
Через удостоверяющий центр
- Выберите УЦ из списка аккредитованных центров. Обратите внимание, что у УЦ могут быть дополнительные офисы обслуживания, адреса которых следует уточнять
- Подготовьте документы, необходимые для оформления сертификата:
- паспорт РФ или другой документ, удостоверяющий личность
- СНИЛС
- ИНН
- Приходите в офис УЦ с документами, внесите оплату и получите сертификат
Если планируете пользоваться УКЭП на Госуслугах, предупредите об этом при оформлении сертификата. Это нужно, чтобы УЦ записал сертификат на нужный носитель:
Госуслуги работают не со всеми видами носителей ключей УКЭП